Как ставить цели и добиваться их

Целеустремленными не рождаются, целеустремленными становятся. Умение ставить задачи и решать их – один из ключевых навыков предпринимателя. Если природа не наградила вас этим талантом – его нужно развивать. О том, как это сделать – читайте в нашем сегодняшнем материале.

Зачем нужно ставить цели?

  1. Это повышает удовлетворенность результатами бизнеса и жизнью в целом. Каждая достигнутая цель – это маленькая победа. Над самим собой, над конкурентами – неважно. Покорив очередную вершину, человек выходит на новый уровень и можно двигаться дальше, к новым свершениям.
  2. Это дисциплинирует. Целеустремленность – это навык. Вырабатывая привычку добиваться поставленных целей, характер человека закаляется и крепнет. Когда задачи отсутствуют или поставлены неправильно – это расслабляет.
  3. Общие цели сплачивают коллектив. Если сотрудники объединены одной идеей, они работают как единый организм. Поэтому вам, как руководителю, нужно ставить не только индивидуальные, но и общие задачи. Например – месячный план по выручке для отдела продаж.
  4. Наличие цели держит в тонусе, особенно, когда она ограничена во времени. Вы и коллектив всегда знаете, что у вас есть задача, которую нужно выполнить. Эта мысль всегда сидит в головах и не дает расслабиться.
  5. Хорошо расписанные задачи помогают оптимально структурировать рабочее время. Вы точно знаете, когда нужно поработать, а когда – расслабиться. Если все задачи свалены в кучу и непонятно, за что хвататься – времени всегда будет не хватать.
  6. Когда все цели грамотно расписаны – есть время на подготовку. Если известно, что в следующем месяце необходимо, например, провести семинар или конференцию – есть возможность не спеша приготовиться к этому мероприятию.

Какими должны быть цели

  1. Достижимыми. Подход “требуй от себя невозможного и получишь максимум” работает далеко не всегда. Если ставить себе и коллективу невыполнимые условия, даже при достижении определенного результата цель формально не будет достигнута. А не достигнутые цели разочаровывают. Любой менеджер по продажам, работающий по плану, скажет вам, как обидно, когда этот самый план всегда чуть больше реального. Такой план невозможно выполнить, а самое плохое в том, что если каким то чудом это сделать – планка в тот же момент будет повышена до нереальной.
  2. Измеримыми. Не нужно ставить абстрактных задач вроде “заработать много денег”. А вот “заработать 1005685 рублей в месяц” – самое то.
  3. Ограниченными во времени. Мало просто сформулировать задачу – нужно еще и определить срок ее выполнения. При этом дедлайны должны быть разумными. На выполнение любой работы нужно конкретное количество времени – нужно это учитывать и не ставить сверхзадач. По возможности, разумеется. Бывают такие ситуации, когда нужно вылезти из кожи вон и сделать невозможное, но это должно быть исключением, подтверждающим правило. Постоянно жить и работать в режиме цейтнота удовольствие не из приятных.
  4. Распределенными по времени. Не нужно валить все задачи в одну кучу по принципу здесь густо, а том пусто. Все цели должны равномерно распределяться в рабочем графике. Так у вас появится возможность оптимально распределить силы и ресурсы.
  5. Стабильными. Когда условия задачи меняются сто раз на дню – это запутывает и вас, и коллектив. Сотрудники начинают думать, что начальник сам не знает, чего хочет. Поставили цель – все: с этого момента условия не меняем. Знаете пословицу “семь раз отмерь, один отрежь”? Суть ее в том, что мерить можно хоть семь, хоть сто семь раз. А вот отрезать можно только единожды – второй попытки не будет. Поэтому хорошенько подумайте и поставьте цель так, чтобы потом ее не менять.

Иерархия целей

Цели бывают глобальными и локальными. Есть общая большая цель, ради которой вы и затевали бизнес. Все остальные задачи должны быть подчинены ее достижению. Рассмотрим подробнее, какими бывают цели:

  1. Главная цель. Это то, для чего все создавалось. Не будем лукавить: вы открыли бизнес для того, чтобы зарабатывать деньги, повысить статус и улучшить благосостояние своей семьи. Это и есть глобальная цель. Но мы помним, что цели должны быть измеримыми, поэтому так не пойдет. Придумайте что-то более конкретное и осязаемое. Например, построить двухэтажный дом на берегу Черного моря, купить автомобиль премиум-класса и отправить детей учиться в Гарвард. И все это – через 5 лет.
  2. Долгосрочные цели. Это те вещи, которые определяют стратегию развития вашего бизнеса. Они ставятся на долгое время вперед: год, три или даже больше. Например, войти в этом году в ТОП-10 магазинов по объемам продаж бытовой техники. Или заработать за полугодие столько-то миллионов рублей. Вот здесь можно дать волю амбициям и поставить самые смелые задачи.
  3. Краткосрочные цели. Сюда можно отнести месячный план продаж, реализацию небольших по объему и значимости проектов.
  4. Цели на день. Это обычные текущие дела, которые вы делаете сами и поручаете своим подчиненным. Однако не стоит недооценивать их значимость. Именно из решения ежедневных вопросов и задач в итоге складывается большое целое. Это все должны понимать. Даже простой звонок клиенту в итоге работает на общее благо. Это не просто рутинный разговор с покупателем, а еще один шаг, приближающий компанию к великой цели. Донесите эту мысль до всех сотрудников и пусть это станет частью общей философии бизнеса. Неважных задач не бывает.
  5. Цели делятся на общие и частные. То, что поручаете целому отделу – это общая цель. На ее достижение работает весь коллектив. Частные задачи ставятся конкретным сотрудникам. Нужно делать и так и так. Общая задача объединяет коллектив. Появляется взаимовыручка и взаимопомощь. Каждый сотрудник знает, что его интересы зависят не только от него самого, но и от того парня. И наоборот: его личная эффективность влияет на показатели всего отдела.

А теперь самое интересное. Как научиться добиваться поставленных целей?

Итак, с тем, какими должны быть цели и зачем они вообще нужны, мы разобрались. Но что от этого толку, если задачи постоянно сливаются и все пускается на самотек? Правильно, толку никакого. Поэтому нужно научиться добиваться выполнения задач и приучить к этому коллектив. Начнем с коллектива. Вот список методов для контроля выполнения целей:

  1. О поставленной задаче должны знать все. Поэтому никогда не работайте в формате “ну все примерно знают, что им нужно делать – вот и пускай себе занимаются”. Цели нужно доносить до коллектива официально. Самый лучший способ – оперативные совещания, планерки летучки – называйте, как хотите. Нужно собрать сотрудников вместе и раздать задания. Но и это еще не все. Коллеги могут неправильно вас понять, забыть или просто проигнорировать задачу. Поэтому результаты совещания нужно оформить в письменном виде и написать что-то вроде протокола или контент-плана. В документе указывается суть задачи, срок ее выполнения и фамилия ответственного. Распечатайте протокол на бумаге и раздайте сотрудникам – пусть повесят у себя в офисе и любуются. Отвертеться потом будет невозможно. Задача стоит? Стоит. Сроку была неделя? Неделя. Ответственный ты? Ты. Не сделал – извини, ничего личного. Премии тебе в этом месяце не будет. Или всему отделу, чтобы в следующий раз понимал, что подводишь коллег. Жестко, но эффективно.
  2. Мотивация. Награда за выполненную задачу хорошо стимулирует к ее выполнению. Сотрудники должны чувствовать эту взаимосвязь. Перевыполнил план – получил прибавку к зарплате. Можно и нужно внедрить символическую мотивацию и присваивать, например, звание лучшего менеджера по продажам месяца. А лучше вообще разработать систему поощрений – пусть сотрудники знают, что хорошая работа не останется незамеченной.
  3. Наказание за плохой результат или его отсутствие. Это тоже мотивация, только отрицательная. Ответственные у нас назначены, спросить есть с кого. Вот и спрашивайте. Способов наказания в избытке – от замечания до увольнения. Но самое эффективное – наказывать рублем. Разработайте систему штрафов и премий. Однако будьте осторожны и не делайте никаких исключений. Если что-то можно, то можно всем и всегда, нельзя – значит нельзя никому и никогда. Иначе в коллективе пойдет молва, что у начальника есть любимчики, которых не наказывают. Это может привести к конфликтным ситуациям.
  4. Держите руку на пульсе. Не стоит давать сотрудникам вариться в собственном соку. Дали задачу – через какое-то время подойдите и поинтересуйтесь, как идут дела и нет ли трудностей. Те, кто поработал руководителем, знают: не все работники такие уж ответственные. Срок прошел, задача не выполнена, а он говорит: “у меня программа слетела”. И вроде бы как не виноват. Еще и вас обвинит в том, что сто раз говорил, что компьютер надо менять. Поэтому постоянно мониторьте ситуацию чтобы знать, на каком этапе находится выполнение всех задач. Чтобы потом не было сюрпризов и неожиданностей.

С сотрудниками разобрались, теперь переходим к себе любимому. Заставить себя выполнить какую-то задачу иногда гораздо сложнее, чем постороннего человека. Но способы есть, и мы с удовольствием ими поделимся:

  1. Самодисциплина. Усилие воли иногда единственный способ заставить себя что-то сделать. Можем вас успокоить: ломать и перебарывать собственную лень придется только в самом начале, а потом это войдет в привычку.
  2. Мотивация. Кто сказал, что поощрять нужно только работников? Кто бы это ни был, этот человек был не прав. Себя можно и нужно вознаграждать. Хорошо поработали в этом месяце – устройте себе праздник в виде поездки на экскурсию в другой город, поход в театр или простой ужин в ресторане, чтобы отметить успех.
  3. Подключите близких. Расскажите о своих наполеоновских планах членам семьи. Таким образом вы возьмете на себя ответственность выполнить данное обещание. Негоже, когда глава семейства занимается пустословием и не осуществляет задуманное. Зато когда результат будет достигнут – получите повод для гордости и близкие будут знать, что вы – человек слова.
  4. Почитайте мотивирующую литературу. В ход можно пускать что угодно: биографии успешных людей, истории и кейсы предпринимателей. Такие вещи очень здорово заряжают энергией и мотивируют так, что хочется свернуть горы.
  5. Напишите о своих планах на сайте и в блоге. Работает так же, как и с членами семьи, но только теперь о ваших проектах узнают и посторонние люди. Например сообщите в сети, что в следующем месяце планируете открыть несколько новых точек выдачи товара в разных городах. А потом отчитывайтесь о выполнении плана. Тут уж никуда не денешься: наобещал – надо делать. На кону стоит репутация компании.

Быстрее, выше, сильнее!

Напоследок откроем небольшой секрет. Ваши цели всегда должны становиться все более смелыми и амбициозными. Бизнесу нужна динамика. Постоянно повышайте планку и стремитесь к большему. Получили хорошую прибыль – не останавливайтесь на достигнутом и сразу же ставьте цель заработать в следующем периоде еще больше. Только так вы будете развиваться и расти.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *