В книге Remote. Office Not Required Давид Хайнемейер пытается объяснить переоцененность личных встреч в рабочем процессе. Мол, не обязательно сидеть за одним столом с коллегами и видеть друг друга, чтобы генерировать идеи и закрывать задачи. Ок. Remote Job – это классно. Но 7 фрилансеров из 7, среди которых копирайтеры, пиарщики, иллюстраторы, граф. дизайнеры, фронт-ендщики согласны, что часто коммуникация на удаленке – это ад. Трудно отстаивать свои позиции по переписке, угадывать настроение сотрудников и особенно – гасить конфликты и разрешать споры. На своем опыте мы расскажем, как строить коммуникацию с командой на фрилансе так, чтобы все понимали друг друга.
Определите ключевых игроков
Выделите основных сотрудников, с которыми у вас общие задачи и постарайтесь создать прямой контакт. Во многих компаниях для связи используют групповые чаты в Telegram/Messenger. Но обычно коммуницировать в конфе, где еще ~10 человек – неудобно. Попытка обсудить с веб-разработчиком баг на странице или другой рабочий момент, перерастает в общую дискуссию. Неизбежно еще кто-то начинает сыпать инсайтами, пожеланиями. В итоге флуд не дает нормально высказать позицию и закрыть задачу.
- Определите ключевых игроков
- Постарайтесь получить прямой контакт: мессенджер, телеграм, имейл
- Установите взаимно комфортные условия общения
Установите взаимно комфортные формы коммуникации
Некоторые люди считают голосовые сообщения “слишком интенсивными” (цитата). Другие – не любят набирать много текста. Третьим вообще лучше максимально приблизиться к реальности и выйти на видеосвязь. Проговори удобный способ коммуникации с каждым ключевым игроком. И взаимодействуй так, как будет комфортно вам обоим. Есть правила, подходящие всем:
- Объемную задачу лучше проговорить голосом и закрепить текстовым ТЗ. Так у исполнителя есть возможность задавать вопросы по ходу объяснения. Анти-пример в скрине.
- Два созвона с обсуждением лучше, чем один. Чем больше времени уделите разбору, тем меньше правок будет на этапе выполнения.

Проговаривайте триггеры: если вам удобнее получать фидбек в одном длинном сообщении, а не в 17-и – на одну строку – говорите об этом. Нам известны примеры, когда коллеги месяцами записывали друг другу голосовые в телеграмме, чем дико бесили друг друга, но почему-то ни один из них не сказал об этом.
Всегда давайте обратную связь
Работая в офисе, вы можете поймать коллегу во время обеда, за сигаретой или на его рабочем месте и обсудить вопросы. На фрилансе же бывают загруженные дни и дни безумной активности мессенджеров, когда физически не успеваешь отвечать всем. Проигноренные сообщения в рабочих процессах здорово триггерят и подрывают коммуникацию. Если не можете отвечать на сообщения по мере поступления – выделите 30-60 минут в день, чтобы отписать и поговорить со всеми. Каждый запрос должен получать фидбек.

Живой язык вместо протоколов
От какого сообщения вам теплее?
“Добрый день, Михаил.
Задача на сегодня: 3 анимированных баннера для Facebook Ads. 7-10 кадров. Срок: до 14:00. Исходники: по ссылке”. Попрошу вас заранее информировать о смещении сроков”.
или
“Привет, Миш.
Сделай, пожалуйста, 3 анимированных баннера для ФБ рекламы. Как в прошлый раз. Референс и исходники прикрепляю. Если что – спрашивай, я на связи. По срокам – постарайся до 14:00”.
Во многих компаниях есть регламент общения между сотрудниками. В крупных, приближенных к корпорациям, часто сотрудники используют шаблоны для разных обращений к друг другу. Но человечная коммуникация приносит куда больше удовольствия. Нужно соблюдать субординацию и помнить, что штуки типа “йоу, чувак” воспринимаются не всеми или по крайне мере, не сразу. Человечные, персонализированные обращения упрощают коммуникацию.
- Думайте о том, как объяснить задачу так, чтобы коллеге было как можно проще разобраться. Предугадывай все вопросы и отвечай на них наперед. Например, можно поставить задачу дизайнеру: нужно 3 иллюстрации к постам в ФБ. А можно: 3 иллюстрации к постам, разрешение 1280х960, jpeg, цвета и шрифты – как на сайте. Детализируйте.
- Даже если вы никогда не виделись, помните, что с другой стороны экрана – живой человек, а не механизм. Приветствуйте, желайте хорошего дня, интересуйтесь загруженностью.
Вежливость и забота
Все вышесказанное – выбор средств коммуникации, проговаривание триггеров, общение живым языком – стоит делать с вежливостью и заботой.

В постановке задачи старайтесь оставить пространство для мысли со стороны исполнителя. Обычно, почти на любую задачу у специалиста есть свой взгляд. Дизайнер может немного по-другому представлять иллюстрации к статьям в блоге, веб-дизайнер – структуру формы обратной связи на сайте и так далее. Хорошо, когда запрос формируется так, что исполнитель не чувствует себя роботом, а имеет возможность повлиять на процесс и высказать свою точку зрения.
Научитесь говорить так, чтобы вас понимали с полуслова
#ДаБудетСайт | Студия веб-дизайна | Смоленск
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!